?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Беседа с режиссером фильма "Заяц" Федором Севером
Алек Петук
alekpetuk

22 мая в Санкт-Петербургском клубе «Кино без попкорна» состоялась премьера фильма «Заяц». Сегодняшнее наше интервью с автором сценария,  режиссером и продюсером фильма – Федором Севером.

 

Роман Фат: В нашей вселенной существуют путеводители в форме журналов, брошюр, агитплакатов и прочих мыслей в бумажном эквиваленте. Еще более часты так называемые нравственные ориентиры, на которых держится хрупкий свод культурных поливариаций Ойкумены, представляющие собой бессознательно-навязанные нормы и правила.

Но сегодня совершенно уникальный случай – у нас в гостях человек-направление, олицетворяющий своим именем всю стать и молодецкую силу Русской Арктики и вечноодноцветной тандры – Федор Север. Имеет ли смысл добавлять что-то еще?

 

 

Алек Петук: Добрый день, Федор. Сегодня я хотел бы поговорить о Вашем новом фильме «Заяц». К сожалению, информации в интернете о нем не очень много, фактически все, что есть -  альбом фотографий и 30-секундный трейлер.



По поводу трейлера хотелось бы сказать отдельно: трейлер правильный, он избегает всех этих голливудских клише, вызывает интерес, т.е. просмотрев видеонарезку, абсолютно невозможно хоть как-то привязаться к сюжету и сделать выводы хотя бы о жанровой принадлежности.  

- Давайте с Вами с этого и начнем. О чем фильм «Заяц»? Вы что-то хотели сказать Миру этим произведением или просто развлечь зрителя?

 

Федор Север: Развлечь усталого доброго зрителя - это очень хорошо. Но если говорить о моём фильме, то он, скорее, изумляет, смущает, тревожит, ломает привычные стереотипы и в то же время  вдохновляет и успокаивает. "Заяц" смело  говорит: «В каждом из нас  живёт ребенок», и Этого не надо бояться, не стоит  запихивать свою «странность» в дальний тайный угол и прятать от дорогих тебе людей, - скорее, наоборот, притягивать к себе Этим, вовлекать в свою игру, не боясь «обнажения». И позволить себе по детски  радоваться - это не фальшь, не бред, не слабоумие, а источник душевной силы, доброты и любви.

 

А.П.: Но неужели во всех живет ребенок и каждый по хорошему «странен»? Порой кажется, что людей серых и ни на что не претендующих на порядок больше, Вы не находите?

 

Ф.С.: Если человек находит  баланс между своей природой и  клише общественного поведения, то он «странный» со знаком «плюс» - ощущает себя самодостаточным, он радостно играет в свою игру, он ярче высказывается во всём - в искусстве ли , в науке. И окружающие  воспринимают его как непосредственного, самодостаточного, смелого, к нему тянутся, его любят!  Если же человек напрочь исключает  возможность  игры -  что-то начинает сбоить: он мучается в комплексах, в сексуальных расстройствах, у него не налаживается дружба, он в раздоре с собой, он агрессивен, категоричен, часто у него  смещаются  понятия о добре и зле, он живёт и не понимает , что у него «низкий потолок» , который не даст проникнуть свету, радости и тормозит его развитие.

 

А.П.: Это короткометражное кино или длинный метр?

 

Ф.С.: Самая короткая  длинная история, которая «в 26 минут вмещает эмоций и музыки не на одну серию» ( так сказал один  зритель из зала).

А.П.: Это первый Ваш фильм?

 

Ф.С.: Первый фильм,  в котором есть зависимость не только от своей собственной  краски,  кисти и воли, но и от операторской работы, от игры актёров, от их таланта. А также, к примеру, от способности моего ассистента убедить запустить в гигантском пространстве «Невского Атриума» весь свет, все эскалаторы и лифты, ...предоставив взамен лишь только сценарий.

 

А.П.: Сколько времени заняло создание фильма?

 

Ф.С.: В мае прошлого года был написан сценарий, в июле в адской жаре мы сняли все интерьерные кадры в доме, в сентябре - пленерные и в помещениях, где «Папа работает». Затем был перерыв на презентации моей  книги  «Синие Байки». С ноября начался монтаж и анимация, со 2 апреля - месяц, другой на озвучивание.

 

А.П.: О, давайте немного отвлечемся от «Зайца» и поговорим о «Синих Байках». Я встречаю эту книгу во многих книжных в Москве, вы довольны тем, что получилось?

 

 «Синие байки» сотворены и  смоделированы из абсурдно–терпких по смыслу историй и целой обоймы картинок, и все  они изначально запланированы как сценарии и рисунки к мультфильмам и фильмам (уточню, для взрослых). Есть у меня только одно всплывающее недовольство:  рисунки-то были цветными! Но в целях дурацкой экономии переведены в чёрно-белые. А с другой стороны, у черно–белой графики своя красота, лаконизм, здесь не спрятаться за цвет и приходится сильно попотеть, чтобы вывести стильный рисунок, и сделать его «цветным» за счёт фактуры, оттенков чёрного,  содержательности. Я считаю что книжка получилась, она откровенна и  необычна для взрослого человека!

А.П.: Вернемся к «Зайцу». Федор, Вы довольны тем, как прошел премьерный показ?

 

Ф.С.: Премьера прошла тепло, не было свободного места, и сразу поступило предложение повторить праздник. Но самый ответственный показ фильма будет на моём творческом вечере  в рамках проекта  «Гении и шедевры» в ЦВЗ «Манеж», который состоится в белые ночи в Санкт-Петербурге.

 

А.П.: Какая прокатная история фильма, где его можно будет увидеть в ближайшее время? Будет ли DVD-издание?

 

Ф.С.: Заяц заявил, что будет ездить по фестивалям, странствовать,  а по этим причинам в интернете появляться  пару лет не сможет.

А DVD… после некоторых  процедур обязательно  выйдет и DVD!  -

 

А.П.: Все кинорежиссеры – маленькие, заносчивые люди с синдромом Бога. У Вас та же история?

 

У меня другая история, просто всю жизнь учусь. Консерватория, композиция. Художественный вуз. Другие профессии. Почти десять лет в строительстве - дизайн, конструкции, розы ветров, ... да, теперь дует хороший тёплый ветер, он мне даёт энергию. Вернулась музыка, всё вернулось,... а «синдромофф» всё  нет.  

 

А.П.: На заре своей режиссерской карьеры маэстро Н.С. Михалков, дабы через 30 лет стать известным «блоггером –освоителемБюджетныхСредств», целовал руки маэстро Феллини, Вы бы смогли?

 

Ф.С.: Сложный вопрос. Думаю, маэстро Н.С. Михалков целовал руки маэстро Феллини не для того чтобы,  а потому что.

 

А.П.: Создание кино - дело затратное. Где удалось взять достаточную сумму на производство, или все-таки проект коммерчески независимый и что-то получилось сделать на коленке без больших затрат?

 

Ф.С.: Скажем, это моя  первая  продюсерская работа. Весь скромный бюджет ушёл на музыку и звук. Остальное в изготовлении - своими силами. Но не на коленях, а на другом месте, переходя из одной программы в другую, третью  и т.д. 

 

А.П. И все-таки какой бюджет фильма, хотя бы примерный порядок цифр?

 

Ф.С.: Оёй,  приватно скажу. Но, его кажущаяся  «дороговизна» держится: на сценарии, который делался   под реальные интерьеры  подправленные декорацией; на  анимации, в которой использованы богатые уникальной   фактурой картины Татьяны Скорлупкиной и, на  монтаже, где каждый кадр может быть самостоятельным графическим листом.   И  повторю, не сэкономлено только  на музыке – в фильме играют «живые» скрипки, фаготы, кларнеты....

 

А.П.: Расскажите о людях, которые вошли в творческую команду фильма «Заяц». Возможно, есть какие-то это особые благодарности?

 

Ф.С.: Спасибо за вопрос. У меня работал опытный оператор, отлично играли  главные герои, в процессе всем было интересно: парни не возражали  переодеваться в девчонок, кто-нибудь приезжал варить суп на всю бригаду. Друзья вставали в 6 утра, чтобы рано утром быть на съёмочной площадке в Атриуме. Друзья же открывали двери своих дорогих отелей, угощали кофе, давали технику. Ночи были тёплыми, сидели с вином, обсуждали.  Много хороших друзей - вот мой главный клад!

 

А.П.: Вот это да! Впечатляет! Совсем не в духе сегодняшних 10-х, когда все строго по смете, а убитый солдат стоит 500 рублей в сутки. Захотелось стать частью этого процесса хотя бы ненадолго.

 

Ф.С.: Спасибо за Ваш добрый порыв. Означает ли это, что однажды Вы откажитесь от задавания вопросов и включитесь в процесс?

 

А.П. О! Это непременно, я большой актер малых форм, но задавать вопросы мне нравиться, особенно творческим людям с большим запасом свободной энергии, попробую по совместительству.

Интересно узнать о главной героине, ей наверно было тяжелее всех, в силу возраста она еще далека от эстетики теплых дружеских ночных посиделок…

 

Ф.С.: Анастасия Венкова – из семьи потомственных  математиков - в  детстве  жила в Женеве, где преподавал её дед, известный академик.  Не по годам серьёзная, умная, сдержанная девочка,  в то же время трогательный, добрый ребёнок. Я не могу сказать за неё, сложно ли ей было...но в  роли дочери она красива и органична. 

 

А.П.: А как работалось с главным художником проекта, Татьяной Скорлупкиной, Вы легко находили общий язык или это была легкая война мнений?

 

Ф.С.: Полная симметрия взглядов.

 

А.П.: В заключение хотелось бы узнать о ближайших творческих планах, и не только в кино, будет ли новая книга или что-то еще?

 

Ф.С.: Рассказов написано уже на книгу,  но в планах  сделать 2 фильма - комедию и лирическую историю про музыкантов, всё с анимацией.

 

А.П.: Теперь Вы уже будете работать как опытный режиссер и продюсер, у которого за плечами целый фильм, каких неприятных моментов удастся избежать?

 

Ф.С.: Опыт не бывает лишним и окончательным, но какие-то выводы для себя сделаны:  жёстче следовать по намеченному плану - вольность оператора ли, актёров  – потеря времени при монтаже. Внимательней относиться к вопросам освещения.  Но думаю в другом процессе появятся другие подводные камни.

 

А.П.: Бонус-вопрос: готовы ли Вы уже сегодня вступить в новообразовавшиеся и самую актуальную среди прочих Религию-верование – Вселенские стенания по Великой Небесной Кошечке и отдавать 5% своих доходов на различные увеселительные оргии жриц Богини, ну и конечно на опиаты и корм?

 

Ф.С.: Что же  это за Вселенская Киса? Котов люблю, но у меня 3 собаки.

 

PS После просмотра «Зайца»

 

А.П.: Первая мысль, которая возникла  при просмотре  фильма - мы же с Федором совсем не говорили о музыке! - а она серьёзно впечатлила меня, и я  решил  отдельно высказаться на эту тему.

 Картинка и визуальный ряд  на высоченном уровне, складывается ощущение , что имеешь дело с работой зрелого мастера, у которого за спиной не один фестиваль.  Очень много ярких визуально-музыкальных конструкций, которые говорят о слаженной работе  режиссёра – композитора – звукорежиссёра. Музыка ясная  и мелодичная. Запоминается и долго звучит  в душе отдельными лейтмотивами.

 Среди прочего хочется выделить и отметить главную героиню фильма.  Федору несказанно повезло с выбором! Мне кажется,  Анастасию Венкову можно по-Уорхоловски снимать на пленку во время всего сна.  И уже только это будут необыкновенные кадры!  Я бы сказал,  режиссеру повезло вдвойне, - Анастасия еще и отличная маленькая актриса без налета фальши, от того в кадре она смотрится естественно и органично.

 Жанрово картину можно охарактеризовать как актуальный концептуализм, но это словосочетание звучит очень номенклатурно, а фильм.... как раз оовсем о другом! Поэтому надо  смотреть и смотреть это замечательное кино, а не говорить о нём.   Я же могу дать в своей рецензии  только личную эмоциональную оценку,  потому как мне это интересно как художнику. Но по-правде,  друзья,  мне не найти  достаточно слов для «Зайца», слова не подбираются,   это кино надо  видеть!