alekpetuk (alekpetuk) wrote,
alekpetuk
alekpetuk

Беседа с режиссером фильма "Заяц" Федором Севером

22 мая в Санкт-Петербургском клубе «Кино без попкорна» состоялась премьера фильма «Заяц». Сегодняшнее наше интервью с автором сценария,  режиссером и продюсером фильма – Федором Севером.

 

Роман Фат: В нашей вселенной существуют путеводители в форме журналов, брошюр, агитплакатов и прочих мыслей в бумажном эквиваленте. Еще более часты так называемые нравственные ориентиры, на которых держится хрупкий свод культурных поливариаций Ойкумены, представляющие собой бессознательно-навязанные нормы и правила.

Но сегодня совершенно уникальный случай – у нас в гостях человек-направление, олицетворяющий своим именем всю стать и молодецкую силу Русской Арктики и вечноодноцветной тандры – Федор Север. Имеет ли смысл добавлять что-то еще?

 

 

Алек Петук: Добрый день, Федор. Сегодня я хотел бы поговорить о Вашем новом фильме «Заяц». К сожалению, информации в интернете о нем не очень много, фактически все, что есть -  альбом фотографий и 30-секундный трейлер.



По поводу трейлера хотелось бы сказать отдельно: трейлер правильный, он избегает всех этих голливудских клише, вызывает интерес, т.е. просмотрев видеонарезку, абсолютно невозможно хоть как-то привязаться к сюжету и сделать выводы хотя бы о жанровой принадлежности.  

- Давайте с Вами с этого и начнем. О чем фильм «Заяц»? Вы что-то хотели сказать Миру этим произведением или просто развлечь зрителя?

 

Федор Север: Развлечь усталого доброго зрителя - это очень хорошо. Но если говорить о моём фильме, то он, скорее, изумляет, смущает, тревожит, ломает привычные стереотипы и в то же время  вдохновляет и успокаивает. "Заяц" смело  говорит: «В каждом из нас  живёт ребенок», и Этого не надо бояться, не стоит  запихивать свою «странность» в дальний тайный угол и прятать от дорогих тебе людей, - скорее, наоборот, притягивать к себе Этим, вовлекать в свою игру, не боясь «обнажения». И позволить себе по детски  радоваться - это не фальшь, не бред, не слабоумие, а источник душевной силы, доброты и любви.

 

А.П.: Но неужели во всех живет ребенок и каждый по хорошему «странен»? Порой кажется, что людей серых и ни на что не претендующих на порядок больше, Вы не находите?

 

Ф.С.: Если человек находит  баланс между своей природой и  клише общественного поведения, то он «странный» со знаком «плюс» - ощущает себя самодостаточным, он радостно играет в свою игру, он ярче высказывается во всём - в искусстве ли , в науке. И окружающие  воспринимают его как непосредственного, самодостаточного, смелого, к нему тянутся, его любят!  Если же человек напрочь исключает  возможность  игры -  что-то начинает сбоить: он мучается в комплексах, в сексуальных расстройствах, у него не налаживается дружба, он в раздоре с собой, он агрессивен, категоричен, часто у него  смещаются  понятия о добре и зле, он живёт и не понимает , что у него «низкий потолок» , который не даст проникнуть свету, радости и тормозит его развитие.

 

А.П.: Это короткометражное кино или длинный метр?

 

Ф.С.: Самая короткая  длинная история, которая «в 26 минут вмещает эмоций и музыки не на одну серию» ( так сказал один  зритель из зала).

А.П.: Это первый Ваш фильм?

 

Ф.С.: Первый фильм,  в котором есть зависимость не только от своей собственной  краски,  кисти и воли, но и от операторской работы, от игры актёров, от их таланта. А также, к примеру, от способности моего ассистента убедить запустить в гигантском пространстве «Невского Атриума» весь свет, все эскалаторы и лифты, ...предоставив взамен лишь только сценарий.

 

А.П.: Сколько времени заняло создание фильма?

 

Ф.С.: В мае прошлого года был написан сценарий, в июле в адской жаре мы сняли все интерьерные кадры в доме, в сентябре - пленерные и в помещениях, где «Папа работает». Затем был перерыв на презентации моей  книги  «Синие Байки». С ноября начался монтаж и анимация, со 2 апреля - месяц, другой на озвучивание.

 

А.П.: О, давайте немного отвлечемся от «Зайца» и поговорим о «Синих Байках». Я встречаю эту книгу во многих книжных в Москве, вы довольны тем, что получилось?

 

 «Синие байки» сотворены и  смоделированы из абсурдно–терпких по смыслу историй и целой обоймы картинок, и все  они изначально запланированы как сценарии и рисунки к мультфильмам и фильмам (уточню, для взрослых). Есть у меня только одно всплывающее недовольство:  рисунки-то были цветными! Но в целях дурацкой экономии переведены в чёрно-белые. А с другой стороны, у черно–белой графики своя красота, лаконизм, здесь не спрятаться за цвет и приходится сильно попотеть, чтобы вывести стильный рисунок, и сделать его «цветным» за счёт фактуры, оттенков чёрного,  содержательности. Я считаю что книжка получилась, она откровенна и  необычна для взрослого человека!

А.П.: Вернемся к «Зайцу». Федор, Вы довольны тем, как прошел премьерный показ?

 

Ф.С.: Премьера прошла тепло, не было свободного места, и сразу поступило предложение повторить праздник. Но самый ответственный показ фильма будет на моём творческом вечере  в рамках проекта  «Гении и шедевры» в ЦВЗ «Манеж», который состоится в белые ночи в Санкт-Петербурге.

 

А.П.: Какая прокатная история фильма, где его можно будет увидеть в ближайшее время? Будет ли DVD-издание?

 

Ф.С.: Заяц заявил, что будет ездить по фестивалям, странствовать,  а по этим причинам в интернете появляться  пару лет не сможет.

А DVD… после некоторых  процедур обязательно  выйдет и DVD!  -

 

А.П.: Все кинорежиссеры – маленькие, заносчивые люди с синдромом Бога. У Вас та же история?

 

У меня другая история, просто всю жизнь учусь. Консерватория, композиция. Художественный вуз. Другие профессии. Почти десять лет в строительстве - дизайн, конструкции, розы ветров, ... да, теперь дует хороший тёплый ветер, он мне даёт энергию. Вернулась музыка, всё вернулось,... а «синдромофф» всё  нет.  

 

А.П.: На заре своей режиссерской карьеры маэстро Н.С. Михалков, дабы через 30 лет стать известным «блоггером –освоителемБюджетныхСредств», целовал руки маэстро Феллини, Вы бы смогли?

 

Ф.С.: Сложный вопрос. Думаю, маэстро Н.С. Михалков целовал руки маэстро Феллини не для того чтобы,  а потому что.

 

А.П.: Создание кино - дело затратное. Где удалось взять достаточную сумму на производство, или все-таки проект коммерчески независимый и что-то получилось сделать на коленке без больших затрат?

 

Ф.С.: Скажем, это моя  первая  продюсерская работа. Весь скромный бюджет ушёл на музыку и звук. Остальное в изготовлении - своими силами. Но не на коленях, а на другом месте, переходя из одной программы в другую, третью  и т.д. 

 

А.П. И все-таки какой бюджет фильма, хотя бы примерный порядок цифр?

 

Ф.С.: Оёй,  приватно скажу. Но, его кажущаяся  «дороговизна» держится: на сценарии, который делался   под реальные интерьеры  подправленные декорацией; на  анимации, в которой использованы богатые уникальной   фактурой картины Татьяны Скорлупкиной и, на  монтаже, где каждый кадр может быть самостоятельным графическим листом.   И  повторю, не сэкономлено только  на музыке – в фильме играют «живые» скрипки, фаготы, кларнеты....

 

А.П.: Расскажите о людях, которые вошли в творческую команду фильма «Заяц». Возможно, есть какие-то это особые благодарности?

 

Ф.С.: Спасибо за вопрос. У меня работал опытный оператор, отлично играли  главные герои, в процессе всем было интересно: парни не возражали  переодеваться в девчонок, кто-нибудь приезжал варить суп на всю бригаду. Друзья вставали в 6 утра, чтобы рано утром быть на съёмочной площадке в Атриуме. Друзья же открывали двери своих дорогих отелей, угощали кофе, давали технику. Ночи были тёплыми, сидели с вином, обсуждали.  Много хороших друзей - вот мой главный клад!

 

А.П.: Вот это да! Впечатляет! Совсем не в духе сегодняшних 10-х, когда все строго по смете, а убитый солдат стоит 500 рублей в сутки. Захотелось стать частью этого процесса хотя бы ненадолго.

 

Ф.С.: Спасибо за Ваш добрый порыв. Означает ли это, что однажды Вы откажитесь от задавания вопросов и включитесь в процесс?

 

А.П. О! Это непременно, я большой актер малых форм, но задавать вопросы мне нравиться, особенно творческим людям с большим запасом свободной энергии, попробую по совместительству.

Интересно узнать о главной героине, ей наверно было тяжелее всех, в силу возраста она еще далека от эстетики теплых дружеских ночных посиделок…

 

Ф.С.: Анастасия Венкова – из семьи потомственных  математиков - в  детстве  жила в Женеве, где преподавал её дед, известный академик.  Не по годам серьёзная, умная, сдержанная девочка,  в то же время трогательный, добрый ребёнок. Я не могу сказать за неё, сложно ли ей было...но в  роли дочери она красива и органична. 

 

А.П.: А как работалось с главным художником проекта, Татьяной Скорлупкиной, Вы легко находили общий язык или это была легкая война мнений?

 

Ф.С.: Полная симметрия взглядов.

 

А.П.: В заключение хотелось бы узнать о ближайших творческих планах, и не только в кино, будет ли новая книга или что-то еще?

 

Ф.С.: Рассказов написано уже на книгу,  но в планах  сделать 2 фильма - комедию и лирическую историю про музыкантов, всё с анимацией.

 

А.П.: Теперь Вы уже будете работать как опытный режиссер и продюсер, у которого за плечами целый фильм, каких неприятных моментов удастся избежать?

 

Ф.С.: Опыт не бывает лишним и окончательным, но какие-то выводы для себя сделаны:  жёстче следовать по намеченному плану - вольность оператора ли, актёров  – потеря времени при монтаже. Внимательней относиться к вопросам освещения.  Но думаю в другом процессе появятся другие подводные камни.

 

А.П.: Бонус-вопрос: готовы ли Вы уже сегодня вступить в новообразовавшиеся и самую актуальную среди прочих Религию-верование – Вселенские стенания по Великой Небесной Кошечке и отдавать 5% своих доходов на различные увеселительные оргии жриц Богини, ну и конечно на опиаты и корм?

 

Ф.С.: Что же  это за Вселенская Киса? Котов люблю, но у меня 3 собаки.

 

PS После просмотра «Зайца»

 

А.П.: Первая мысль, которая возникла  при просмотре  фильма - мы же с Федором совсем не говорили о музыке! - а она серьёзно впечатлила меня, и я  решил  отдельно высказаться на эту тему.

 Картинка и визуальный ряд  на высоченном уровне, складывается ощущение , что имеешь дело с работой зрелого мастера, у которого за спиной не один фестиваль.  Очень много ярких визуально-музыкальных конструкций, которые говорят о слаженной работе  режиссёра – композитора – звукорежиссёра. Музыка ясная  и мелодичная. Запоминается и долго звучит  в душе отдельными лейтмотивами.

 Среди прочего хочется выделить и отметить главную героиню фильма.  Федору несказанно повезло с выбором! Мне кажется,  Анастасию Венкову можно по-Уорхоловски снимать на пленку во время всего сна.  И уже только это будут необыкновенные кадры!  Я бы сказал,  режиссеру повезло вдвойне, - Анастасия еще и отличная маленькая актриса без налета фальши, от того в кадре она смотрится естественно и органично.

 Жанрово картину можно охарактеризовать как актуальный концептуализм, но это словосочетание звучит очень номенклатурно, а фильм.... как раз оовсем о другом! Поэтому надо  смотреть и смотреть это замечательное кино, а не говорить о нём.   Я же могу дать в своей рецензии  только личную эмоциональную оценку,  потому как мне это интересно как художнику. Но по-правде,  друзья,  мне не найти  достаточно слов для «Зайца», слова не подбираются,   это кино надо  видеть!

Tags: Интервью, Федор Север, кино, современное искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments